Московский аэропорт Домодедово завершил создание единой для всех рейсов зоны предполетного контроля безопасности. Результатом заодно стало появление частично общей чистой зоны вылета для пассажиров внутренних и международных рейсов, сообщает соб.корр. Travel.ru.

В конце июня сектор контроля безопасности пассажиров внутренних рейсов был перенесен на второй этаж и объединен с уже работавшей там с 9 июня аналогичной зоной международных вылетов. В итоге получилась единая зона досмотра для всех рейсов, которая заметно снизила вероятность появления длинных очередей на контроле.

После контроля безопасности пассажиры всех рейсов попадают фактически в чистую зону вылета внутренних рейсов. Пассажиры международных направлений также могут пользоваться по крайней мере частью расположенных там кафе и магазинов. В частности, на первом этаже новой общей чистой зоны (в бывшем зале ожидания публичной зоны с видом на летное поле) уже расположились несколько новых или перенесенных заведений, в том числе «Кофе Хауз», Coffeeshop Company и «Хлеб насущный». Фактически у пассажиров всех направлений, уже прошедших контроль безопасности, заметно расширился выбор кафе.

Пассажирам международных рейсов, посещающим такие заведения в зоне вылета внутренних линий, следует помнить, что для попадания к выходу на посадку им предстоит еще пройти таможенный и пограничный контроль. Это иногда может занять существенное время, то есть покинуть такое кафе стоит заранее, а не за несколько минут до окончания посадки на рейс.

В любом случае появление такой общей чистой зоны стало практически прорывом. Это первый случай, когда крупный российский аэропорт создал доступную для пассажиров всех направлений чистую зону.

В целом, новый порядок в Домодедово выглядит так: после регистрации на первом этаже пассажиры всех рейсов поднимаются на второй, где устроена новая зона предполетного контроля (это бывший общедоступный зал ожидания с видом на летное поле). После досмотра пассажиры международных рейсов могут некоторое время оставаться в секторе внутренних линий, а могут сразу повернуть налево к таможенному и паспортному контролю. Проход туда организован в виде турникетов, которые пропускают только по посадочным на международные рейсы. Следует иметь в виду, что для пассажиров, вылетающих в страны Таможенного союза (Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия), там предусмотрен отдельный проход, позволяющий обойти таможенный контроль. Пассажиры внутренних рейсов могут сразу отправляться направо к своим выходам на посадку.

Большинству пассажиров любых направлений будет удобно сразу после контроля безопасности спуститься обратно на первый этаж, откуда и производится посадка на большинство рейсов. Кроме того, вылетающим за рубеж стоит иметь в виду, что на первом этаже сейчас в большинстве случаев ниже загрузка линий паспортного контроля. Спуститься можно по эскалаторам, расположенным сразу после контроля безопасности — они доставляют к вышеупомянутым кафе в зале с видом на летное поле. Там же сейчас находится и нечто вроде выставки научно-популярных плакатов. Имевшиеся ранее на месте этой выставки представительства «Сибири» (S7 Airlines) и Uzbekistan Airways перенесены — в частности, офис «Сибири» теперь находится в правой части общедоступной зоны терминала, у стойки регистрации #160. Также в различные части публичной зоны перенесены стойки туроператоров.

Хотя сама новая досмотровая зона является единой, входов в нее два — они разделены блоком из нескольких кафе в середине второго этажа. Если на вход образуется очередь, имеет смысл сначала оценить, с какой стороны она короче. Проход без очереди предусмотрен для пассажиров первого и бизнес-классов, участников элитных уровней программ лояльности ряда авиакомпаний и прочих привилегированных пассажиров. Пока такой отдельный проход функционирует только у левого входа в зону контроля, хотя впоследствии, похоже, он появится и справа.

Всего перед зоной контроля предусмотрено более полутора десятков стоек проверки посадочных талонов (там в них ставят штамп о контроле безопасности). На практике в большинстве случаев работает около десятка — этого обычно достаточно даже в напряженные периоды. А вот автоматов распечатки бумажных посадочных талонов для пассажиров, прошедших мобильную регистрацию, там пока нет. Вероятно, что они будут перенесены туда в ближайшие дни, а пока пассажирам с такой регистрацией имеет смысл приезжать в аэропорт до окончания регистрации обычной, чтобы в любом случае не остаться без бумажного посадочного.

Единая зона контроля насчитывает 15 досмотровых линий Это примерно столько же, сколько раньше имелось в сумме в четырех разных местах: на первом и втором этажах каждого из двух секторов. Общая пропускная способность — 5400 пассажиров в час: этого должно хватить, учитывая что в пиковые дни из Домодедово вылетают примерно 50-60 тысяч пассажиров. Теоретически в случае очень высокой нагрузки для пассажиров международных рейсов может быть открыт также сектор Е — в дальнем левом конце балкона второго этажа. Однако в данный момент он не функционирует.

Объединение четырех разбросанных зон досмотра в одну единую для всех рейсов позволит аэропорту гораздо рациональнее использовать персонал и ликвидировать длинные очереди. Уйдут в историю типичные ранее ситуации, при которых на первом этаже на контроле собиралась толпа, а досмотровые линии на втором были малозагружены. Или случаи, когда в вечерний пик на контроле внутренних линий большая очередь, а на международных пассажиров мало и персонал простаивает (а в пик курортного сезона — наоборот).

В новой схеме очередь (если она образуется) будет единой, и пассажиры любых маршрутов будут тратить на контроль примерно одинаковое время. Правда, недовольными могут остаться некоторые частолетающие пассажиры, которые до сих пор использовали свое знание наименее загруженных зон досмотра и проходили контроль значительно быстрее среднестатистического пассажира.

Новая конфигурация чистой зоны также создает потенциал организации транзитных коридоров для пассажиров, пересаживающихся с внутренних рейсов на международные или наоборот. Правда, не известно, рассматривает ли Домодедово такую возможность.

Логичным и удобным решением было бы пропускать таких пассажиров через уже имеющиеся пункты трансфера. В частности тех, кто собирается пересесть с внутрироссийского рейса на международный, можно было бы впустить в зону вылета внутренних линий через давно работающий внутрироссийский трансферный коридор, а затем предложить им перейти в зону вылета международных рейсов вдоль новой зоны досмотра через обычный паспортный контроль. Аналогично и с обратным случаем — прилетевшие из-за границы трансферные пассажиры могли бы воспользоваться малозагруженным сейчас транзитным коридором международных рейсов и через их чистую зону вылета перейти вдоль новой зоны досмотра в сектор вылета внутренних направлений.

Есть и не самое приятное следствие нововведений — встречающие и провожающие потеряли возможность взглянуть на летное поле из общедоступной зоны. Правда, это позволило аэропорту разместить гораздо больше магазинов и кафе в чистой зоне внутренних линий, предоставив им то место, которое ранее было занято старыми линиями контроля безопасности и общедоступным залом ожидания. Домодедово мог бы компенсировать потерю доступа к окнам для провожающих и встречающих, организовав где-либо постоянно действующую обзорную площадку, но пока о таких начинаниях не слышно ни в одном российском аэропорту.

Кроме того, заметно сократилась сама общедоступная зона аэропорта. Она также лишилась нескольких сотен сидячих мест, располагавшихся ранее в залах ожидания у выходящих на летное поле окон первого и второго этажей. В пиковые периоды это может приводить к дефициту посадочных мест в публичной зоне. То же самое относится к имевшимся ранее там же в зале на втором этаже нескольким кафе, мелким магазинам и киоскам, и тому подобном — выбор всего этого в общедоступной зоне сейчас сократился. Пока все эти проблемы лишь частично решены небольшим расширением публичной зоны в правой части терминала на втором этаже (туда же перенесена аптека). Однако скученность в общедоступной зоне вряд ли исчезнет до предстоящего расширения терминала в обе стороны и открытия новых торговых площадей и залов ожидания.

В целом, единая зона контроля безопасности внутренних и международных рейсов — весьма эффективная и распространенная в мире схема работы. Она пока почти не используется в России из-за исторической разделенности терминалов большинства аэропортов (или секторов в них) на внутренние и международные — а также из-за того, что запрещавшие это устаревшие нормативные акты были скорректированы лишь относительно недавно. Однако постепенно такая практика будет приживаться и в России — в частности, такая схема запущена в построенном недавно новом терминале в Самаре, а также предусмотрена в будущем аэропорту Ростова-на-Дону и в новых терминалах в Калининграде и Красноярске. В Домодедово это уже привело к сокращению очередей на контроль. Однако полностью потенциал такого решения в Домодедово может быть использован лишь при дальнейшем развитии, в том числе организации трансферных коридоров для пассажиров, пересаживающихся между внутренними и международными рейсами.

Источник: travel.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here